Журнал "Питьевая вода" №5 сентябрь-октябрь 2004
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ БУТИЛИРОВАННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
Р.И.Михайлова,1*руководитель лаборатории д.м.н.;
Д.Е.Порошин2), президент компании; В.В.Савин3), ведущий специалист, врач-гигиенист высшей категории НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н. Сысина РАМН2)
Торговая компания «ДелаН»
Закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» №134-Ф3 введен в действие 08.08.2001 года, направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора). Закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора) вышеуказанными органами. Законом устанавливаются:
- порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля;
- права юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля, меры по их защите их прав и законных интересов;
- обязанности органов государственного контроля и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.
Статья 2 закона определяет понятия государственного контроля, мероприятия по контролю.
В соответствии со статьей 2 закона государственный контроль -проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами; мероприятие по контролю - это совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля,связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Статья 3 закона определяет основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля, в том числе:
-презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
-соблюдение международных договоров Российской Федерации;
-открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля;
-установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
-проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля;
-соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля;
-периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
-учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля;
-возможность обжалования действия (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля, нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный настоящим Федеральным законом, иными Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
-признание в порядке, установленном Федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;
-устранение в полном объеме органами государственного контроля допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
-ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц при проведении государственного контроля за нарушение законодательства Российской Федерации;
-недопустимость взимания органами государственного контроля платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля на осуществление исследований и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
-недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.
Статьей 7 закона определены требования к организации и проведению мероприятий по контролю, которые проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля.
Распоряжение о проведении мероприятия по контролю либо заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении о проведении мероприятия по контролю. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований, экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля также в случаях:
-получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
-возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
-обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Мероприятия по контролю в вышеуказанных случаях могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
Статья 8 закона определяет ограничения при проведении мероприятий по контролю. При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля не вправе:
-проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля, от имени которого действуют должностные лица;
-осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
-требовать представления документов, информации, образцов (проб)продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
-требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований, экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
-распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю;
-превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Статьей 9 определен порядок оформления результатов мероприятия по контролю. По результатам мероприятия по контролю должностным лицом органа государственного контроля, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля. В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях; и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю, в который должностным лицом органа государственного контроля производится запись о проведенном мероприятии по контролю. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись. Статьей 15 Закона предусматривается государственная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля, осуществляемая в административном или судебном порядке. Заявления об обжаловании действий (бездействия) органов государственного контроля и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Комментарии (0)